Опора канатной дороги

Канатная дорога построена в 1915 году для доставки угля через реку Томь с шахты «Центральная» на коксохимзавод.
В 1915 году Копикуз протянул через реку канатную дорогу для доставки угля с правого рудничного берега на коксохимзавод на левом берегу.
Дорога длиной почти 3 километра строилась с 1915 по 1917 год.  По берегам реки установили деревянные опоры из лиственницы с натянутым между ними канатом. Пролет над рекой составлял 405 метров,  и в нем одновременно могло находиться до 12 вагонеток, которые двигались со скоростью 2 метра в секунду. Чтобы канаты не провисали под тяжестью вагонеток, на обоих берегах соорудили натяжные станции.   
В периоды ледохода и ледостава, когда не ходили паромы и лодки, в вагонетках через реку переправлялись сотрудники Копикуза.
Канатная дорога потеряла значение транспортного средства со строительством в 1933 году железнодорожного моста через Томь.
В настоящее время сохранилась единственная опора канатной дороги, которая стоит в воде у левого берега.

Памятники Копикуза